Государственный бюджет и его роль в рыночной экономике кратко

Заканчивая разговор о городском бюджете, мы переходим к расходам и дефициту. И пытаемся понять: зачем, у кого и на каких условиях город берет в долг.
Текст: Анастасия Кнор, Андрей Чернов, иллюстрации: Наталья Пирожкова, Анар Мовсумов
Как выглядят расходы городского бюджета?
За последние 5 лет структура городских расходов существенно не изменилась. Доли средств, которые идут на образование, благоустройство, культуру и другие отрасли городского хозяйства остаются примерно в одних и тех же рамках. Существенное изменение коснулось сферы здравоохранения. Эта отрасль полностью ушла в ведение региона. Соответственно, из бюджета города Самары полностью был исключен раздел «Здравоохранение», а Департамент здравоохранения в Администрации города был ликвидирован.
Прошлогоднее изменение: от города ушли расходы на оплату труда педагогов школ (из-за этого была сокращена доля налога на доходы физических лиц, поступающего в горбюджет). Полномочия были переданы на уровень региона. Теперь область формирует расходы по зарплате, передает средства в виде субвенций в городской бюджет, а оттуда они распределяются по школам. Следует отметить, что все обязательства по содержанию школ, а также детские сады в полном объеме остались за городом.
Если округлить расходы бюджета по разделам, то получится следующая картина:
• Образование — 40%
• Национальная экономика — 22%
• ЖКХ — 22%
• Культура — 5%
• Содержание органов местного самоуправления — 5%
• Социальная политика — 3%
и прочая мелочевка
Ранее мы говорили, что это распределение является предметом «торга» и взаимных соглашений между Департаментами, подразделениями, а затем – депутатами.
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы городского бюджета обеспечивают текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, расходы на социальную поддержку. Эти расходы (бюджет содержания) является преобладающей частью расходов. Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, проведение капитального ремонта, развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, озеленение и др.), за счет них создается или увеличивается муниципальное имущество. Это бюджет развития. При любом сокращении бюджета «режется» именно инвестиционная составляющая и тогда бюджет часто называют «социальным».
Большая часть расходов привязана к тем или иным муниципальным программам – деньги «покрашены» под определенные цели. Это сделано, во-первых, для защиты и гибкого планирования финансовых средств, во-вторых, для соответствия целей, контрольных целевых показателей, мероприятий и выделенных денежных средств, в третьих – для координации выполнения мероприятий. Другими словами, если вдруг Вы придумали гениальный суперпроект, и мэр и администрация согласились го финансировать, то все равно это невозможно сделать «в один миг». Нужно найти источники, найти целевую программу, в рамках которой профинансировать работу, изменить параметры бюджета – на это уйдет как минимум несколько месяцев.

Очень много вопросов у горожан вызывает вопрос, связанный с ремонтом дорог. Отнюдь, не возмущений, но справедливого негодования: почему до 2013 года Самара была городом направлений, а потом как по волшебству начала превращаться в благоустроенный город? Объясним процедуру принятия решений.
Львиная доля средств, потраченных на реконструкцию и ремонт дорог, поступила из регионального дорожного фонда. В Самаре есть свой муниципальный дорожный фонд, который формируется за счет госпошлин, но он небольшой. Основные «дорожные» доходы формируются за счет уплаты транспортного налога, который полностью аккумулирует область. По Положению о региональном дорожном фонде, половина всех собранных денег должна возвращаться муниципалитетам в виде целевых субсидий. В 2013 и 2014 году этот процесс шел явно в пользу Самары, и только за один 2014 год городу было передано более 1 миллиарда рублей. Общая сумма, потраченная на ремонт дорог, превысила 1,5 миллиарда рублей. Хотя, как говорят специалисты, чтобы привести все дороги города в надлежащий вид, необходимо примерно в течение 5 лет тратить на эти цели по 3 миллиарда рублей. Потому что «недоремонт» предыдущий десятилетий составлял 90% из год в год. Дорожные деньги ищите в разделе «национальная экономика».
Раздел ЖКХ включает в себя 3 подраздела: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство и благоустройство (самая известная программа здесь — «Двор, в котором мы живем»). За счет городских средств проводятся текущие ремонты домов, замена лифтов, ремонт коллекторов, ливневых канализаций, модернизация и содержание уличного освещения и многое другое. А вот капитальный ремонт домов теперь должна финансировать область. Как было сказано выше, в регионе создан областной Фонд капитального ремонта жилья. Хотите узнать, попал ли Ваш дом в программу, попытайте счастья здесь. С сентября 2014 года все мы, граждане многоквартирных домов, отчисляем в этот фонд 5 рублей 86 копеек с каждого квадратного метра площади нашей квартиры. Эти немаленькие деньги полностью поступают на уровень региона, который распределяет их по каждому объекту. В программу попали более 10 000 домов по области, действие программы расписано до 2040 года.

По большому счету, содержание и текущие ремонты жилого фонда, содержание и ремонт дворовых территорий — дело управляющих компаний, однако жесткая схема работы с ними пока законодательно не выстроена и город вынужден тратить и свои денежные ресурсы.
Как правило, город самостоятельно не может справляться со своими расходами, особенно по таким крупным проектам, как уже упомянутый ремонт дорог, поэтому по большинству разделов применяется принцип софинансирования. Часть средств планирует в бюджет город, недостающую сумму добавляет областной бюджет. По факту доля софинансирования региона в городских программах составляет порядка 75%.
Структура расходов кратко и наглядно представлена на сайте департамента финансов Администрации г.о. Самара, которую вы можете посмотреть здесь. Впрочем, эта схема не даёт представление о том, на какие же конкретные позиции потрачены бюджетные деньги. Для этого придется читать бюджет, разбираться в классификациях и прочих премудростях. Как считают специалисты, работающие из года в год с бюджетом, людей, умеющих грамотно прочитать бюджетную роспись, в нашем городе наберется едва ли с несколько десятков.
Если денег в бюджете на все нужды недостаточно, бюджет города принимается с дефицитом. Дефицит бюджета — это тот объем средств, который не покрывается доходными источниками. В таком случае муниципалитет в рамках тех ограничений, которые прописаны в бюджетном кодексе, имеет права заимствования. Причем, в отличие от обычных граждан, которые вынуждены идти за кредитами в коммерческие банки, у администрации города есть более выгодные источники заимствования. И в первую очередь речь идет об областном бюджете. Точно также региональная казна может заимствовать средства в федеральном бюджете. И эта цепочка подчиненности никогда не нарушается. Образно говоря, как в сказке «Репка», как будто корнеплод — это общая доходная масса государства, дед — федеральный бюджет, бабка — региональный, а внучка — городской.
Но не всегда вышестоящий бюджет может предоставить бюджетные заимствования. Тогда у муниципалитета есть возможность обратиться в кредитные учреждения, то есть в банки. Банк, прежде чем удовлетворить запрос, обязательно изучает кредитную историю бюджета, а также предельный объем муниципального долга и размер дефицита бюджета. Это также очень важные факторы, которые определяются действующим законодательством для бюджетов всех уровней. Максимальный предел заёмных средств из любых источников, а также уже действующих кредитных договоров суммарно не может превышать 10% от утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Поэтому дефицит бюджета-2015 составляет 3, 8 процента, в 2016 году он запланирован на уровне 0,6 %, а в 2017 году — 0,1%. Эти цифры сложились исходя из того объема долга, которые у Самары уже есть. Городу нужно привлекать деньги на обслуживание этого дефицита, так и на финансирование объема расходов, которые превышают доходы и не обеспечены финансированием.
Заимствованные средства никогда не привязываются к определенным видам расходов. Представим, что 10 рублей — это доходы и 11 рублей — расходы. Соответственно этот рубль, который привлекается из банков или из регионального бюджета, идет на все расходы. В итоге главное, чтобы доходы бюджета и привлеченная денежная масса обеспечивали покрытие расходов. Кстати, не у всех регионов соблюдается баланс собственных и заемных средств. Например, долг республики Мордовия на сегодняшний момент составляет 128%, что превышает все законные нормативы. Однако, долг этот сложился перед федеральным бюджетом, и там, видимо, действую особые договоренности, больше политического, нежели экономического свойства.
И под конец — приятная неожиданность. Граждане Самары де-юре имеют право принять участи в работе над бюджетом. Во-первых, они могут придти на любое открытое заседание Самарской городской думы, где идет обсуждение интересующего их вопроса. Во-вторых, у граждан есть возможность войти в состав Общественного совета при Думе г.о. Самара и с этой площадки высказывать свое мнение. Наконец, есть еще один механизм публичного обсуждения бюджета — это публичные слушания.
Публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Они проводятся с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и по вопросам местного значения. Публичные слушания призваны обеспечить учет мнения населения Российской Федерации в решении жизненно важных вопросов (формулировка из Википедии).
Документы, регламентирующие порядок публичных слушаниях в городе Самара:
— Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который собственно и учредил институт публичных слуша

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год. Бюджетный профицит 

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год. Бюджетный профицит 

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между