Человеческий капитал в сфере туризма

Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях РФ, как инновационный фактор поддержания устойчивого жизнеобеспечения населения.
Eco-tourism in protected areas of the Russian Federation, as an innovative factor for maintaining sustainable livelihoods of population.
Звягина Екатерина Сергеевна
Аспирант кафедры социологии
Институт Проблем Устойчивого Развития
РХТУ им. Д.И Менделеева
Ryzhova-ek@mail.ru
Аннотация: В статье раскрываются возможности экологического туризма в нескольких аспектах, с одной стороны как способа сохранения уникальных природных территорий, с другой как возможного ресурса для развития социального капитала и достижения практических целей по поддержанию устойчивого жизнеобеспечения населения (УЖН) в регионах особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Annotation: The article describes the opportunities of eco-tourism in several aspects, on the one hand as a way to preserve the unique natural areas, on the other as a potential resource for the development of social capital and achieve practical goals for the maintenance of sustainable population livelihoods in the protected areas.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, экологический туризм, устойчивое жизнеобеспечение населения, социальный капитал.
Key words: protected areas, ecotourism, sustainable livelihoods, social capital.
Введение.
По последним данным Министерства природных ресурсов и экологии в Российской Федерации насчитывается 11 937 особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, их общая площадь составляет 207,3 млн. га. Площадь морской охраняемых акваторий – 10,46 млн. га, а площадь сухопутных территорий с внутренними водоемами – 196,9 млн. га. Примерно 11,5% площади России составляют особо охраняемые природные территории [1].
Экологическая доктрина РФ в числе основных направлений государственной политики рассматривает также дальнейшее развитие ООПТ разного уровня, масштаба и значения в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия страны, обеспечения поддержания стабильной благоприятной окружающей среды и природных ресурсов. Данные территории являются неотъемлемым богатством именно нашей страны, не смотря на то, что мировая общественность, в частности американские политологи, высказывают предположение о том, что в скором времени Россия не сможет управлять ими без поддержки Запада [2].
Ключевые аспекты экотуризма на ООПТ в целях поддержания УЖН.
В мире не так много стран со столь разнообразными природными ресурсами и схожими условиями, что формирует самобытность развития ООПТ в России. На протяжении многих лет шли дискуссии о возможности развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Согласно федеральному закону эти территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для них установлен режим специальной охраны (природоохранный режим) и природопользования. В частности сам термин «особо охраняемые» придает данным локальностям характер изолированности, обособленности.

Однако отчасти данное мнение сформировано не совсем верным пониманием сути вопроса, категории «охраняемые» и «запретные» не должны быть приравнены к единому знаменателю. Многие заповедники объявили о своем интересе к экологическому туризму, на федеральном уровне были приняты программные и методические документы, ориентированные на использование потенциала заповедников в рамках развития экологического туризма. Для национальных парков развитие туризма уже давно является одним из основных законодательно закрепленных и активно развивающихся видов деятельности. Однако, несмотря на внешние признаки развития данной отрасли туризма, на местах встречается огромный ряд вопросов, связанных с транспортной сетью, инфраструктурой, бюрократизированной процедурой оформления лицензионных и арендных отношений, малой долей централизованного финансового обеспечения и т.д. Немногие национальные парки могут в действительности заявить о развитии именно экологического, познавательного туризм, чаще речь идет просто об отдыхе на природе (санатории, горнолыжные курорты, оборудованные точки для пикников и т.д.), при этом управление подобными инфраструктурами с позиции устойчивости также может быть спорным. Для большинства парков развитие именно туризма экологического в значительной мере определяется жизненной позицией руководства.
Международный опыт США, Канады, Австралии и стран Европы доказывает обратное – возможность использования природного ресурса страны в качестве экотуристических площадок в целях формирования основ экологической культуры населения страны. Кроме того, развитие экологического туризма позволяет с особым вниманием отнестись к потребностям людей, проживающих в границах ООПТ, вовлечь их в экономическую деятельность в сфере малого предпринимательства, поддержать их инициативы, предоставить реальную возможность и поддержку для обеспечения их самозанятости [3].
В Австралии туристическая активность в районах, отличающихся значительным видовым разнообразием диких животных и растений, привлекает множество зарубежных и местных туристов. К примеру, в 2006 году 2.2 миллиона путешественников (43% от всех прибывших в страну туристов) посетили подобные районы. В 2007 году экологический туризм привлек 2.5 миллиона местных туристов, ежегодное увеличение этого показателя составляет 4.4% на протяжении последних четырех лет. Данные показатели наглядно демонстрируют спрос на предлагаемый продукт и характеризуют его как важную составляющую всей сферы туристических продуктов представленных в Австралии [4].

Часто термин «экотуризм» на западе находится во взаимосвязи с такими понятиями как «экологическая культура», «экологическое воспитание». Отмечается положительный опыт формирования экологической культуры среди молодежи и студенчества. Обладая большим количеством времени, активной жизненной позицией, а также высоким уровнем восприимчивости новой информации, молодежь и студенчество составляют один из основных кластеров целевой аудитории экологического туризма. Данная тенденция имеет подтверждение в США, где рассматриваемая социальная группа не только обеспокоена проблемами состояния окружающей среды, но и является экологически активной. И в США, и в России прослеживается четкая установка студенчества на потребление экотуристического продукта. Однако отмечается, что среди россиян готовность участвовать в подобных практиках носит эпизодический, сезонный характер. Основным фактором, препятствующим экотуристической активности американского студенчества, стал недостаток информации об экологических турах (27,8 %), для российского – плохой сервис (15,9 %) и отсутствие необходимой инфраструктуры (10,7 %) [5] . Если учитывать, что даже для такой активной группы населения, как молодежь, вопросы сервиса и инфраструктуры оказались весьма важными, можно предположить, что процент неудовлетворенности этими категориями среди старших групп многократно возрастет, в связи с большими запросами к уровню сервиса и комфорта среди старшего поколения.
В мировой практике существует большое количество примеров, подтверждающих не только высокий природный потенциал ООПТ, но и хорошие возможности для экономического, социального и культурного развития. При устойчивом управлении природный туризм обладает ресурсами для поддержания жизнеобеспечения населения районов ООПТ, способствуя формированию рабочих мест и служа источником дополнительных заработков для местного населения.
Ключевая характеристика устойчивого жизнеобеспечения заключается в возможности рационального устройства жизни. Речь идет о самостоятельном использовании доступных местных ресурсов, позволяющих удовлетворять основные биологические и социальные потребности на уровне не ниже средних показателей, существующих в стране. В конечном итоге развитие региона в целом определяется возможностью каждой личности использовать природные богатства таким образом, чтобы сохранить и поддерживать приемлемый уровень собственных доходов и потребления на неопределенно долгий срок в рамках неистощительного природопользования. Данную возможность воплотить в жизнь может лишь человек с высоким уровнем экологической и экономической грамотности, обладающий здравым смыслом и готовый целеустремленно идти к поставленным целям.
Развитие и накопление человеческого капитала – одна из задач, реализация которых возможна при правильной подаче со стороны управляющей структуры ООПТ, посредством глубокой, отчасти точечной работы с резидентами таких территорий. Вопрос человеческого капитала, освещенный в трудах П. Бурдье [6], был популяризирован в трактовке Дж. Коулмена [7]. В параллель с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда и обучении, повышающими индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. Дж. Коулмен говорит о том, что социальный капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре. Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Таким образом, социальный капитал – продукт включенности человека в социальную структуру. Создание просветительской социальной структуры, позволяющей человеку принимать решения, способствующие устойчивому развитию региона, и есть одна из задач ООПТ в рамках формирования устойчивого жизнеобеспечения населения и как следствие устойчивого развития региона в целом. Процесс конструирования подобной социальной структуры включает в себя разработку основы системного мышления в контексте современной естественнонаучной картины мира, а также знания основных действующих экономических моделей для эффективной экономической деятельности. Формирование знаний об объектах

Посвятить его решили развитию человеческого капитала. Именно поэтому развитие человеческого капитала станет основной темой Туризм, фармацевтику и рыболовство хочет развивать Иран в тандеме с 

Различают две основные формы капитала: материально- вещественный капитал (имущество), человеческий капитал (трудо- вые ресурсы). Имущество 

Человеческий капитал. Сотрудниками предприятия являются специалисты в области управления, аналитики, экономисты, бухгалтеры, ИТ