Инвестиции в человеческий капитал представляют собой

Россия, Московская государственная академии делового администрирования
novikova.111@mail.ru Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению человеческого капитала и инвестиций в человеческий капитал, влияющие на устойчивое и качественное развитие любого общества. Приведены данные, свидетельствующие о низком уровне инвестиций в человеческий капитал в российской экономике, что свидетельствует о его неконкурентоспособности. Предложена инвестиционная парадигма, основанная на преимущественном развитии вложений в человека, направленная на формирование инновационной экономики. Ключевые слова
человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, инвестиционная парадигма, инновационная экономика, социально-экономический рост, социально-экономическая эффективность.
Экономическое развитие в большинстве исследований связывается с накоплением материально-вещественного богатства, в котором преуспели такие страны как Япония, США. Германия. Основным критерием, характеризующим экономический рост в настоящее время, выступает показатель ВВП, имеющий значительные недостатки. Обратим внимание, что и в период кризиса успехи стран также оценивались ростом ВВП, не включающим значение и роль человеческого капитала, важность учета которого сегодня очевидна. В ВВП не могут быть отражены качественные характеристики жизни, являющиеся наиболее актуальными в условиях современного общества и при росте которого реальное благосостояние населения может снижаться.
Не используются как альтернативные такие показатели как мера экономического благосостояния, индекс экономического благосостояния, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс подлинного прогресса и др., характеризующие в той или иной степени накопление человеческого капитала, что необходимо в условиях формирования инновационной экономики.
Просматривается тенденция, согласно которой основным фактором устойчивого развития становится человеческий капитал, а инвестиции в него являются стратегическим направлением, обеспечивающим социально-экономическое развитие любой страны. Расчеты Всемирного банка показывают, что в большинстве стран человеческий капитал составляет от двух третей до трех четвертей накопленного национального богатства, при этом доля воспроизводимого капитала составляет только 16 % накопленного богатства. Таким образом, человеческий капитал в любой стране превышает половину накопленного национального богатства.
Подходы к определению человеческого капитала неоднозначны и дискуссионны. Существует мнение о трудовых ресурсах как человеческом капитале, который некоторые авторы относят к невоплощенному, т.е. предполагается, что речь идет о новых формах организации труда, достижениях науки управления, маркетинга, накоплении опыта. [9.С.326]. По нашему мнению, более близко к категории «человеческий капитал» понятие «человеческие ресурс», поскольку трудовые ресурсы имеют несколько другую смысловую характеристику.

Весьма широко распространено в зарубежной литературе мнение о человеческом капитале как факторе экономического роста, включающим способности, умения, таланты работников, знания, способные обеспечивать добавочную стоимость.. Но человеческий капитал, охватывает прежде всего качественные характеристики и социальные аспекты развития экономики, поэтому более правильно использовать трактовку социально-экономического роста на макроуровне и социальной экономической эффективности производства – на микроуровне.
Можно согласиться с зарубежными учеными лишь в том, что вложения в человеческий капитал являются не только расходами на воспроизводство рабочей силы вне зависимости от источника финансирования. [10 С.104.] С другой стороны — это инвестиции, которые ведут к росту квалификации, расширяют способности, укрепляют здоровье человека, способствуют росту производительности труда и увеличению доходов работников.
К примеру разница между доходами людей с начальным образованием и людей с высшим образованием составляет в США около 1 млн долл.[8. С.191.]
Человеческий капитал, согласно теории его основоположника Г. Беккера, представляет собой имеющийся у каждого накопленный запас знаний, навыков, мотиваций. Основная особенность человеческого капитала состоит в том, что личность неотделима от носителя капитала. Соответственно, для повышения отдачи от использования человеческого капитала должны быть предусмотрены инвестиции, равно как в физический капитал, только по разным направлениям вложения. Беккер разделял инвестиции в человеческий капитал на инвестиции, зависящие от самого индивида в процессе получения общего (фундаментального) образования и инвестиции, зависящие от фирмы на осуществление специальной образовательной подготовки.[1].
Согласно Макконеллу К.Р. и Брю С.Л. инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как любое действие индивидов, которое повышает их квалификацию и способности и которые, по их мнению, бывают трех видов..[6. С.171.]. Во-первых, затраты на образование, которые включают расходы на общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.п., являющиеся наиболее значимыми. Уровень образования влияет на работников через повышение их квалификацию и производительности.

Во-вторых, расходы на здравоохранение которые включают затраты на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий, что, в свою очередь, увеличивает продолжительность жизни, способствует росту производительности труда и работоспособности работников. В третьих расходы на мобильность рабочей силы, вследствие чего работники имеют возможность перемещаться из территорий с относительно низкими заработками в места с относительно высокими заработками. В этой классификации следовало бы выделить отдельно инвестиции на обеспечение человека жильем.
Теоретические постулаты и выводы свидетельствуют, что государству более выгодно инвестировать в человека, нежели этого не делать, так как в перспективе это приведет к росту эффективности всей национальной экономики. Подтверждением является принятый в США в 1998г. федеральный, фактически квазирыночный закон-программа,, включающий в себя несколько законов-подпрограмм: о технологической безопасности и конкурентоспособности, о капиталовложениях в технологию, о системе высшего образования подготовки кадров в целях обеспечения конкурентоспособности Америки, также о совершенствования структуры американских университетов и реконструкции Национального научного фонда [11.С.38]
Отметим в связи с этим как положительный момент закон об инвестициях в рабочую силу в СЩА, который вступил в действие в июне 2000г. и предусматривает обеспечение граждан необходимой информацией для лучшей профориентации на рынке труда, выбора соответствующего направления профессиональной подготовки Принятые законы направлены в полной мере на улучшение качества человеческого капитала за счет государственных инвестиций [5.С.45].
Таким образом, можно согласиться с современными экономистами в том, что при переходе к инновационной экономике самым главным конкурентоспособным ресурсом страны становятся высокая квалификация и совокупность знаний работников, требующие повышенного инвестирования
Согласно теории человеческого капитала, производительность труда, и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) в значительной мере определяются тем, насколько отдельный человек или его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.
Качество жизни населения напрямую зависит от инвестиций в человека, которые увеличиваются в последние годы в развитых странах. Поэтому инвестиции в человеческий капитал возрастают там более быстрыми темпами, чем в физический, причем суммарные расходы в здравоохранение, образование, и социальное обеспечение более чем в 3 раза превышают производственные капиталовложения. По некоторым оценкам, норма отдачи от высшего образования колеблется от 8 до 12%, при этом средняя норма прибыли от использования физического капитала редко превышает 4%. Особенно значительным может быть вклад образования в прирост национального богатства (не менее 30%).
Вполне закономерно, что люди, осуществляющие более значительные инвестиции в образование, впоследствии будут иметь более высокие доходы, причем на продолжении всей трудовой деятельности, нежели те, кто вложил меньше средств в образование. Полагаем, что инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как важную категорию при объяснении дифференциации заработной платы.
Методика подсчета внутренней нормы окупаемости инвестиций в человеческий капитал аналогична методике расчета вложений в физический капитал. С этой целью необходимо сравнить дополнительные издержки, обусловленные получением образования и дополнительные доходы, полученные после обучения, потерянный в период обучения доход и ряд других издержек. Преимущество выражается в получении постоянного дохода. По нашим оценкам, годовой доход лиц, получивших качественное образование и использующих его в работе, примерно в 2-3 раза выше тех, кто не имеет такого образования. При этом следует абстрагироваться от того факта, что в России имеются индивидуумы, имеющие сверхдоходы при минимальном образовании. Исключения лишь подтверждают правила.
Один из авторов теории человеческого капитала Т.Шульц своим расчетами на примере экономики США доказал, что доход от использования человеческого капитала гораздо выше, нежели от физического. В связи с этим он полагает, что развивающимся странам следует делать инвестиции, прежде всего в здравоохранение, образование и науку и в ряде случаев это гораздо выгоднее, чем строить новые предприятия. [10.-С.104]. Нелишне при этом отметить, что и некоторым «развитым» странам, к которым относится и Россия, не стоит обольщаться по вопросу уровня своего развития.
Данное положение является крайне важным при определении стратегии для развития страны или отдельного региона, для которого создание уникальной и выгодной позиции связано с его населением, являющимся неповторимым и неисчерпа

Человеческий капитал — это совокупность интеллектуальных и творческих способностей, знаний, умений и практических навыков, 

Ключевые слова: экономика знаний, человеческий капитал,  Это такая экономика, рост и конкурентоспособность которой.

Что представляет собой человеческий капитал, почему именно он является двигателем современной экономики, каким образом нужно