Человеческий капитал как фактор инновационного развития россии

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Стремление России обеспечить переход к инновационному типу социально-экономического развития, обеспечивающему должный уровень конкурентоспособности и позволяющему добиться улучшения благосостояния значительной части населения страны, делает актуальным углубленное изучение факторов социально-экономического развития, характерных для постиндустриальной эпохи.
Преобразования, происходящие в этом направлении в развитых странах мира, сегодня характеризуются ростом качественных сдвигов в развитии производства и общества. Сущностным проявлением этих изменений является выдвижение человека в центр воспроизводственного процесса. Экономика, главной движущей силой которой является человек и его способности, приобретает социальное направление. В постиндустриальных экономиках обеспечение высокого уровня жизни происходит не только и не столько благодаря обладанию природными ресурсами и производственным капиталом, сколько высокому уровню человеческого капитала, который складывается из врожденных и приобретенных гражданами знаний, навыков, мотивации и энергии, используемых в процессе труда.
Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития и российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике. Формирование инновационной экономики, где главенствующую роль играет специфический ресурс - знания, заставляет исследователей обратиться к анализу человеческого капитала. Функционирование и развитие человеческого капитала, использование его потенциала, становится не менее важным, чем внедрение современной технологии, так как является средством, с помощью которого разрабатываются данные технологии. Мировой опыт показывает, что развитие инновационной экономики неразрывно связано с концепцией человеческого развития, развитием сфер, где происходит накопление человеческого капитала, прежде всего сферы образования. Проблема доступности, востребованности, эффективности получаемого образования чрезвычайно актуальны и в России. Наличие проблемы устаревания знаний, незанятости образованных безработных, а также депопуляции населения требует создания теоретической базы, адекватной задаче формирования инновационной экономики. В этой связи теоретическая проработка проблем, связанных с развитием человеческого капитала, приобретает особую актуальность.

Обобщив существующие подходы к определению понятия человеческого капитала [1, 2], мы будем руководствоваться следующим определением. Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той
или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека, доходы предприятий, региона и государства.
Основными структурными элементами человеческого капитала являются: образование, здоровье, интеллектуальный капитал, мотивация к работе и обучению, мобильность, профессиональные навыки и природные способности. Важнейшей составляющей человеческого капитала является образование. Запас знаний, которыми обладает человек, характеризует способность индивида к росту и развитию. Здоровье необходимо для развития физических и познавательных навыков человека. Интеллектуальный капитал - это система определенных человеческих мыслительных, познавательных, творческих способностей, формирующихся у человека в условиях им же воспроизводимых норм созидающей морали, справедливости и высокого уровня культуры. Мотивация трудовой деятельности зависит от моральных норм и ценностей, принятых в обществе, престижа и социального статуса той или иной специальности, наличия знаний, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, корпоративной культуры организации, справедливого уровня оплаты труда, государственной политики, направленной на поддержку крупных трудовых достижений. Степень мобильности индивидуального человеческого капитала зависит от личных способностей человека. Нравственные и моральные ценности, принятые в обществе, проецируются на каждого его члена, т. е. составляют общую культуру.
Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике [1, 2]. Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Воспроизводственный подход к классификации видов человеческого капитала важен для оценки величины и интенсивности использования человеческого капитала в конкретных отраслях деятельности. Наиболее перспективным представляет подход, основанный на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. Назначение классификации состоит в обосновании целевых программ образования как основной формы формирования и накопления человеческого капитала.

Типологию человеческого капитала можно представить следующим образом. Во-первых, это неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал) - капитал здоровья (биофизический), культурно-нравственный капитал, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, организационно-предпринимательский капитал. Во-вторых, отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал) - социальный капитал, клиентский капитал (бренд-капитал), структурный капитал, организационный капитал. Более укрупненная структура классификации человеческого капитала - многоуровневая: 1) на уровне отдельного человека (микроуровень - индивидуальный человеческий капитал); 2) на уровне отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень - человеческий капитал фирмы); 3) на уровне государства в целом (макроуровень - национальный человеческий капитал). В структуре человеческого капитала фирмы особую роль играют признанные активы индивидуального человеческий капитал (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и др.), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки коммерческие секреты и т. п.), организационный капитал, социальный капитал, бренд-капитал (клиентский). Национальный человеческий капитал включает: социальный капитал, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества, природный потенциал нации.
Проанализировав состояние неотчуждаемого человеческого капитала для России, выделим ряд важных аспектов его накопления. Так, в сфере капитала здоровья особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения страны. Для роста трудового капитала важно увеличение финансирования образования в качестве инвестиций в трудовой капитал. Для решения задачи увеличения интеллектуальный капитала возрастает роль творческого
начала на производстве. Инвестиции в организационно-предпринимательский капитал являются наиболее продуктивными для ускорения роста экономики. В сфере культурно-нравственного капитала отметим, что высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект.
Среди составляющих отчуждаемого человеческого капитала для инновационной экономики особенно важен социальный капитал, концепция которого в настоящее время находит все большее признание в экономической литературе. Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики. К элементам социального капитала относятся социальные нормы, доверие, социальные сети - совокупность общественных неформальных объединений, интерперсональные связи (личные, семейные, деловые). Их задача состоит в создании условий для координации и кооперации труда ради взаимной выгод. Накопленный социальный капитал России составляют формы сотрудничества, коллективизма, соборности. Основной вклад социального капитала в эффективность функционирования инновационной экономики состоит в синергетиче-ском эффекте. усилении сетевого эффекта. В структуре социального капитала можно выделить политический, этический, духовный, медиа-капитал и др.
Генезис теория человеческого капитала прослеживается от работ классиков (У. Петти, А. Смита и др.) до современных работ Нобелевских лауреатов - Г. Беккера и Т. Шульца. Инструментарий теории человеческого капитала не был новым, он сформировался в русле неоклассической парадигмы. Новым было изучение Беккером и Шульцем тех институтов, которые оставались прежде за пределами традиционного экономического анализа (образования, здравоохранения и т. д.). На сферы деятельности, которые ранее рассматривались только как социальные, они распространили микроэкономическую гипотезу о максимизирующем поведении индивида. В результате базовая аксиоматика разработанной ими теории приняла следующий вид: вложения средств в образование, здравоохранение и другие виды деятельности по совершенствованию способностей человека имеют рациональную экономическую мотивацию — получение в будущем дополнительных индивидуальных доходов.
В России, исходя из действующего в настоящее время законодательства, относящегося к сфере образования, социальной сфере, пока отсутствует научно обоснованная программа развития человеческого капитала как необходимого элемента перехода к инновационному пути развития. В настоящее время можно выделить несколько направлений исследований, развивающих систему взглядов на формирование и использование производительных способностей людей
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Показать целиком
Пoхожие научные работы по теме «Общественные науки в целом»
• Исследовательские университеты как центры формирова

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие, Эти негативные тенденции вызваны большим числом факторов, в том числе и 

С другой стороны, накопленный качественный человеческий капитал лежит в основе инновационной системы и экономики. В связи с этим особое 

Рассмотрены подходы к определению понятия «человеческий капитал», показана эволюция понятия. Ключевые слова: инновационное развитие