Человеческий капитал дятлово

История возникновения и развития концепции человеческого капитала в XVII-XIX вв., эволюция взглядов классиков мировой экономической мысли на содержание и форму производительных сил человека представлена в работах таких авторов как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Милль, Л. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Г. Д. Маклеод, А. Маршалл, Дж. Мак-Кулох, Й. Тюнен, И. Фишер, У. Фарр, Т. Уитштейн, Дж. С. Уолш и др., достаточно подробно изложена в фундаментальной работе В. С. Гойло, а также в работах Капелюшникова Р.И., Клочкова В.В Дятлова С.А. и совместной работе Добрынина А.И., Дятлова С.А, Коннова В.А., Курганского С.А.
Термин «человеческий капитал» впервые появился в 1980-х г.г. в работах нобелевских лауреатов Т. Шульца и Г. Беккера. Они определили «человеческий капитал» как экономическую оценку способностей человека, включающих его талант, образование, приобретенную квалификацию, врожденные способности, приносить ему доход.
Т. Шульц отмечал, что все человеческие способности являются или врожденными или приобретенными. Каждый человек рождается с определенным набором генов, который определяет его характер, особенности поведения, предрасположенности к тем или иным видам деятельности, иными словами его врожденные способности. В процессе своего роста и развития, человек приобретает новые знания, учится адаптироваться к окружающей его обстановке. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, Т.Шульц и называл человеческим капиталом. Люди увеличивают свой запас человеческого капитала путем инвестиций в самих себя, что впоследствии изменяет структуру доходов, поэтому человеческий капитал не ограничивается только врожденными способностями, но включает в себя также и накопленные знания и навыки, которые, ложась на базисную основу врожденных способностей, приводят к развитию и сформированию нового уровня человеческого капитала.
Как уже было сказано, формирование концепции человеческого капитала было связано с так называемой расширительной трактовкой национального богатства и капитала, которая восходит к идеям американского экономиста начала XX в. И. Фишера. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: генерирование потока доходов в течение определенного времени, причем любой доход всегда есть продукт какой-либо разновидности капитала7. В таком случае капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, использоваться в течение достаточно длительного периода времени и приносить доход.
Расширительная концепция национального богатства относит к инвестициям в человеческий капитал в том числе и расходы человека на поддержание здоровья. Современный работник сдает в аренду предпринимателю свой труд, который выступает в качестве товара, покупаемого предпринимателем наравне другими приобретаемыми активами, необходимыми для ведения бизнеса.

Продолжая концепцию И. Фишера, человеческие способности, знания, навыки следует считать особой формой капитала на основании того, что они:
-являются неотъемлемыми от личности его носителя — индивида;
- имеют способность воспроизводиться, чем обеспечивают своему носителю получение более высокого дохода в будущем, который для индивида может быть как в денежном выражении (более высокие доходы), так и представлять собой психологический выигрыш, а для общества в целом заключается в дополнительном приросте продукции, увеличении темпов производства, появлении на рынке более качественных продуктов и т.д;
- требуют от индивида и от всего общества в целом вложений для своего формирования;
- способны накапливаться и формировать определенный запас.
В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». Ниже приведены некоторые из них.
Человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях , производства товаров и услуг», писал У. Борн.
А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».
Джон Стюарт Милль, говоря о человеке, отмечал следующее: «Самого человека... я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию», «...мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины».
Эдвин Дж Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через форматное обучение или образование либо через практический опыт».
О. Тоффлер наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи считает возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. Ученый вводит понятие «символического капитала» — знания, — который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.

Отечественный экономист М.М. Критский определял человеческий капитал следующим образом: «Человеческий капитал исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, ... и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию».
М.М. Критский, рассматривал человеческий капитал как основное производственное отношение современного общества в его формальных модификациях, он выделял следующие превращенные его формы: производственный, потребительский и интеллектуальный.
Й. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый «фонд, функции которого — производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала», он классифицировал человеческий капитал в зависимости от исходных признаков и рассматривал его состоящим из:
-качеств и способностей людей, участвующих в производстве самого человеческого капитала;
-той части капитала, «услуги которого предлагаются на рынке... и которые являются вложением в производство других предметов и услуг».
Г. Беккер разделял человеческий капитал на общий и специальный. Понятие «специального человеческого капитала» означает капитал, воплощенный в знаниях, которые связаны с определенной фирмой и представляющих интерес лишь для той фирмы, где они были получены, и не обладающих ценностью для работы в другой компании (знания внутренней структуры компании, порядка документооборота и т.д). В отличие от специального человеческого капитала, «общий человеческий капитал» включает знания и навыки, которые могут быть использованы на любом месте работы (знания основ бухгалтерского учета, российского законодательства и т.д).
И. Ильинский типы человеческого капитала классифицировал по видам затрат на его развитие и выделял таким образом следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
Как отмечает американский и английский экономист голландского происхождения, известный историк экономической мысли Марк Блауг «Концепция человеческого капитала, или «твёрдое ядро» исследовательской программы человеческого капитала, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом - не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития».
В целом в экономической литературе под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, опыта, которые используются в производстве с целью получения высокого уровня заработков. Таким образом, человеческий капитал, во-первых, представляет собой накопленный запас навыков, знаний, способностей; во-вторых, такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствует росту производительности труда и производства, внедрению экономически обоснованных инноваций; в-третьих, использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) работника, что, в свою очередь, заинтересовывает человека производить дальнейшие вложения в свое здоровье, образование и др., увеличивать свой запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем иметь возможность его эффективно применить.
Следует отметить важность такого элемента человеческого капитала, как мотивация, которая является источником всего, что мы делаем. Мотивация способна объяснить ситуацию, когда человек делает выбор в пользу менее высоко оплачиваемой работы, которая, тем не менее, может дать ему больше возможностей для развития и получения ценного опыта. Будучи замотивированным на будущее, человек принимает решение продолжить образование вместо того, чтобы пойти работать и начать зарабатывать самостоятельно. Именно мотивация позволяет нам преодолеть временные ограничения ради получения благ в будущем.
С точки зрения функционально-целевого подхода к анализу экономических явлений человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост

Купить книгу «Человеческий капитал в транзитивной экономике» автора А. И . Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова и другие произведения в разделе 

Человеческий капитал в инновационном развитии региона. 11. 1.2.  исследователи А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, С.А. Курганский определяют.

Купить книгу «Человеческий капитал в транзитивной экономике» автора А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова и другие произведения в разделе