Бюджетные и денежные обязательства отличия

Введение
Глава 1. Обзор теоретических подходов к расходам бюджета в контексте развития научной концепции государственных финансов 15
1.1. Становление научной концепции расходов бюджета в досоветский период 15
1.2. Институт расходов бюджета в науке финансового права советского периода 24
1.3. Современные подходы к исследованию сущности бюджета и расходов бюджета 48
Глава 2. Финансово-правовое регулирование расходных, бюджетных, денежных обязательств: пути совершенствования 70
2.1. Значение бюджетной реформы для формирования новых подходов к расходованию бюджетных средств. Расходные обязательства 70
2.2. Трансформация расходных обязательств: условия и принципы осуществления на примере федерального бюджета 95
2.3. Основания и механизм возникновения бюджетных и денежных обязательств 122
Заключение 162
Список использованных источников и литературы. 170
• Становление научной концепции расходов бюджета в досоветский период
• Институт расходов бюджета в науке финансового права советского периода
• Значение бюджетной реформы для формирования новых подходов к расходованию бюджетных средств. Расходные обязательства
• Трансформация расходных обязательств: условия и принципы осуществления на примере федерального бюджета
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Современные исследователи обращаются к различным вопросам, возникающим в финансово-бюджетной сфере, где за последние десятилетия проведены реформы, коренным образом изменившие всю систему бюджетного законодательства и бюджетных отношений в России.
Появились новые тенденции в бюджетной деятельности, законодательно закреплены нормы, реализация которых приводит к изменениям в правоприменении, стремительно развиваются институты отрасли финансового права и его подотрасли - бюджетного права, что обуславливает исследование юридических аспектов бюджетных реформ.
Осмысление с научной точки зрения происходящих процессов, так называемая научная квалификация новых явлений и фактов бюджетной деятельности и подотрасли бюджетного права, имеет особое значение.
При этом не все категории финансового права, раскрывающие содержание процесса формирования и расходования средств бюджета (в рамках стадий бюджетного процесса), начинающегося с бюджетных проектировок и заканчивающегося поступлением денежных средств и получением благ конкретными субъектам, исследуются в науке финансового права и обсуждаются в научных дискуссиях.
В условиях особого внимания общества к процессу формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленного, в том числе, и повышением роли государственных расходов в условиях кризиса, такой пробел в науке должен быть преодолен.

Особую научную ценность и практическую значимость имеет изучение основополагающих, ключевых, базовых категорий, которые сформулированы в подотрасли бюджетного права в виде законодательных терминов, и как нормы применяются в новых условиях бюджетной деятельности при осуществлении исполнения бюджета по расходам, но в теории финансового права описаны фрагментарно.
Научное познание таких категорий позволит не только систематизировать и углубить имеющиеся научные знания о планировании, утверждении и осуществлении расходов бюджета, но и дополнить науку финансового права закономерностями, имеющимися в бюджетном процессе, исследованными сквозь призму новых категорий подотрасли бюджетного права в целях дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования исполнения расходной части бюджета и успешного исполнения бюджета по расходам.
Формирование системы научных знаний о финансово-правовой природе таких категорий бюджетного права как «расходные обязательства», «бюджетные обязательства», «денежные обязательства», выявление их различий, объективных условий возникновения, взаимосвязей и принципов функционирования данных категорий в процессе бюджетной деятельности представляется крайне своевременным с учетом следующих обстоятельств:
- появились новые тенденции в бюджетной деятельности, связанные с реализацией концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в условиях которой намечен переход от управления затратами к управлению результатами в бюджетной деятельности, что обуславливает пересмотр научных положений о расходах бюджета и категорий их опосредующих;
- отрасль бюджетного права оперирует категориями, финансово-правовая природа и особенности правового регулирования которых ранее не подвергались научному исследованию;
- практика изложения бюджетного законодательства не позволяет установить сущностные различия между расходными, бюджетными и денежными обязательствами государства, определить условия и основания возникновения таких обязательств, вскрыть их взаимосвязи и принципы осуществления таких взаимосвязей;
- в условиях дефицита бюджета требуют научного осмысления сквозь призму новых категорий проблемы, возникающие в бюджетной деятельности, практике расходования бюджетных средств на стадиях составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета по расходам, в целях формирования научной основы для совершенствования правового регулирования отношений, опосредующих бюджетные расходы.

Предполагается, что результаты данного теоретического исследования могут быть использованы в дальнейших прикладных исследованиях, внедрение результатов будет способствовать формированию правовых норм, составляющих бюджетное законодательство, способное стать прочной, но, в то же время, гибкой и мобильной основой для экономики.
Степень разработанности темы исследования.
Теоретики досоветской и советской финансово-правовой науки, исследуя общие вопросы финансового и бюджетного права, бюджетной системы и бюджетного процесса, затрагивали, в том числе, и институт расходов бюджета.
Однако очевидно, что категории «расходных обязательств», «бюджетных обязательств», «денежных обязательств» оставались за пределами их исследовательских интересов по причине отсутствия данных явлений в бюджетной деятельности тех периодов.
К рассмотрению вопросов о правовой природе и различиях расходных, бюджетных и денежных обязательств обращаются немногие современные ученые. При этом ряд исследователей рассматривает термин «расходное обязательство» в контексте межбюджетных отношений (Е.В. Игнатюк, Ж.С. Кузнецова).
Целью исследования является формирование научных положений о финансово-правовой природе таких бюджетно-правовых категорий, как «расходные обязательства», «бюджетные обязательства», «денежные обязательства», установление различий, оснований и условий их возникновения, трансформации данных обязательств на стадиях бюджетного процесса, выраженных через принципы стадий формирования, утверждения и исполнения бюджета по расходам, обосновывающих необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
систематизировать имеющиеся в науке финансового права теоретические и практические знания для исследования степени изученности института расходов бюджета и поиска идей, которые могли бы быть интегрированы в действующий процесс бюджетной деятельности для повышения ее качественных составляющих;
проанализировать категории бюджетного права, непосредственно связанные с расходными обязательствами, - бюджет, расходы бюджета, стадии бюджетного процесса, бюджетные ассигнования;
установить и сформулировать научные положения, объясняющие различия между расходными обязательствами, бюджетными обязательствами, денежными обязательствами, выявить закономерности и условия их возникновения, развития и функционирования, характеризующие финансово-правовую природу таких обязательств;
выявить особенности стадий составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета - от проекта к утвержденному акту, от утвержденного акта к собственно расходу денежных средств через категории «расходные обязательства», «бюджетные обязательства», «денежные обязательства» и определить в рамках каких стадий используются и формируются данные обязательства государства;
выявить механизм трансформации расходных обязательств в бюджетные обязательства и денежные обязательства на соответствующих стадиях бюджетного процесса, как явлений, опосредующих механизм расходования средств бюджета;
сформулировать принципы трансформации расходных обязательств –принципы стадий составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета по расходам, реализация которых является условием исполнения публично-правовым образованием всех расходных обязательств;
выявить в федеральных законах о федеральном бюджете различные типы бюджетных ассигнований, запланированных в соответствии с расходными обязательствами;
определить условия практической применимости научных положений, являющихся результатом данного исследования, а именно, выявить и проанализировать некоторые пробелы правового регулирования и подготовить предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации и практики его применения, которые могут быть учтены в процессе законотворческой и правоприменительной деятельности.
Объектом диссертационного исследования являются финансово-правовые отношения, возникающие на стадиях бюджетного процесса, меняющих качественное состояние бюджетных расходов - от проекта акта к исполненному акту - стадии составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета по расходам; предметом – используемые и трансформирующиеся в рамках стадий составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета по расходам расходные, бюджетные и денежные обязательства.
Методологическую базу исследования составили следующие методы:
философский метод (метод диалектики); общенаучные методы (сравнение, описание, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, аналогия, обобщение, системный метод); частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический).
Особое методологическое значение для формирования основы исследования имеет положение о том, что бюджет

6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают 

Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму 

502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного,