Бюджетное устройство научная статья

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Очевидно, что бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства (административно-территориальным устройством). Государственное устройство является элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства. С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные (иногда к формам государственного устройства причисляют конфедерации). Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще существенным свойством государства - территориальной организацией населения. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права (личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношения доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.). Особый случай представляют собой федерации, de facto остающиеся унитарными государствами. Нечто подобное можно увидеть на примере СССР, de jure федерации, но с большой долей унитаризма. Подобная картина является актуальной и для современной Российской Федерации. Избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением администрации Президентом России. Порядок формирования полномочий, процедуры деятельности государственных органов на местах определяются не самими субъектами федерации, а регулируются правовыми актами Российской Федерации. Назначение высших должностных лиц на местах и определение их полномочий из столицы скорее является признаком унитарного государства, нежели федеративного.

Развитие федерализма в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни при проведении экономических реформ, соблюдения федеральных законов Российской Федерации, повышения исполнительной дисциплины, обеспечения единого правового пространства Российской Федерации. Одним из недостатков в реализации федерализма является несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано семь федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.
Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое, нераздельное, хотя и федеративное государство.
Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и обусловлено ею. Целостная государственная организация предполагает единую систему власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов - еще один принцип федеративного устройства России.
Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции Российской Федерации. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает.
Равноправие субъектов Российской Федерации - принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в Конституции РФ.
Бюджетный федерализм нельзя рассматривать в отрыве от принципа федерализма. Считаем, что принципы, лежащие в основе федеративного устройства Российской Федерации, а именно: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, являются базовыми принципами и для бюджетного устройства государства.

Обратимся к изучению и анализу бюджетного устройства государства.
Следует согласиться с Крохиной Ю.А. отметившей, что для науки бюджетного права неоценимое значение имеет определение категорий, поскольку именно через их анализ происходит процесс познания законов функционирования всей бюджетной деятельности государства...они служат средством познания институтов бюджетного права.
В действующем Бюджетном кодексе РФ используется термин «бюджетное устройство», однако необходимо обратить внимание на отсутствие легального определения данного понятия в указанном кодифицированном нормативном правовом акте. Не содержат данного определения и другие действующие нормативные законодательные и подзаконные акты РФ. Действовавший ранее Закон РФ от 10 октября 1992г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса Российской Федерации» в статье 3 определял бюджетное устройство России как «организацию ее бюджетной системы и принципы построения этой бюджетной системы».
Действующий Бюджетный кодекс РФ в своей первой части - «Общие положения», содержит раздел I. «Бюджетное устройство», который включает в себя следующие главы: бюджетная система РФ (глава 3); бюджетная классификация РФ (глава 4) и принципы бюджетной системы РФ (глава 4). Тем самым, можно сделать вывод о том, что законодатель к бюджетному устройству отнес общественные отношения, возникающие в вышеуказанных сферах, не утруждая себя нормативно-правовым закреплением понятия «бюджетное устройство».
Тем не менее в науке финансового права существует множество точек зрения на понятие «бюджетное устройство».
Так, например, Пискотин М.И. под бюджетным устройством понимает бюджетную систему, взаимосвязь ее составных частей и нормы, определяющие порядок установления налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов всех уровней, а также нормы, предусматривающие принципы ежегодного установления размеров отчислений от сквозных налогов и федеральных доходов в нижестоящие бюджеты.
Бесчеревных В.В. считает, что в бюджетное устройство должна входить только бюджетная система, а также состав доходов и расходов каждого бюджета.
Более широко понятие «бюджетное устройство» рассматривает Поляк Г.Б., относя к его составу организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения бюджетов, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Исходя из анализа раздела I Бюджетного кодекса Российской Федерации, Ермакова Т.С. считает, что понятие «бюджетное устройство» складывается из трех элементов: структуры бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды; бюджетной классификации Российской Федерации; принципов бюджетной системы Российской Федерации. Однако, как считает Крохина Ю.А., подобное определение бюджетного устройства не отвечает общенаучным нормам и необходимым требованиям теории деятельности, и содержание бюджетного устройства выходит за рамки этого термина, так как включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права. В итоге понятийные и концептуальные недостатки могут привести к негативным последствиям в практической бюджетной деятельности.
Дмитриева О.Г. определяет бюджетное устройство РФ как совокупность государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление бюджетного процесса в Российской Федерации. Большинство современных исследователей разделяют точку зрения Химичевой Н.И., согласно которой под бюджетным устройством понимается «основанные на правовых нормах принципы бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов».
Таким образом, как видно из вышеприведенного анализа, независимо от позиции авторов на содержательную сторону понятия «бюджетное устройство», общим во всех определениях является, как справедливо отметила Н.И. Химичева, наличие «такого элемента, как совокупность различных видов бюджета. Этот элемент выдвигается единодушно на первое место, является основой всего понятия».
На основании анализа вышеприведенных формулировок и норм права, считаем, что бюджетное устройство Российской Федерации определяется избранной формой государственного устройства, основывается на принципе федерализма и содержит следующие признаки:
1. включает в себя совокупность всех существующих в государстве уровней бюджета (т.е. бюджетную систему) с нормативным закреплением принципов построения;
2. отражает внутреннюю организацию и взаимодействие всех элементов бюджетной системы.
Таким образом, определив основные признаки, мы предлагаем следующую трактовку бюджет

1, Бюджетная система и бюджетное устройство РФ, 10, 2, 8, 40 При написании аннотации научной статьи обучающемуся необходимо раскрыть 

завершена. Понравилась статья - нажми  научный руководитель, канд. экон. наук, старший преподаватель СтГАУ, г. Ставрополь  В США бюджетное устройство регламентирует Конституция с конца XVIII века. Как в России 

Бюджетное устройство же - это, по сути, устройство государства в сфере науки и законодательства, без отражения которых статьи